Смотреть... на созданное >>> << Читать... написанное Наверх О сайте...
/ Статьи: / ...

Стенограмма выступления Л.В. Тазьбы на заседании 29.03.2011г., организованном Фондом П.А. Столыпина с целью определения места установки памятника П.А. Столыпину в Москве

Заседание ведет Пожигайло П.А. — Президент Фонда изучения наследия П.А. Столыпина

Л.В. Тазьба:

       «Фигура Столыпина, неожиданно близкая для меня, в значительной степени определила мое понимание России. Не больше и не меньше. В своих размышлениях я вижу три опорные фигуры в России, которые определили ее национальное достоинство. Это Петр I, Александр II и Петр Аркадьевич Столыпин. Если смотреть на историю не как на цепь событий, не антологически, а онтологически, и видеть значение Столыпина с позиции «здесь и сейчас», а это значит «всегда», мне представляется, что личность Петра Аркадьевича Столыпина и его деятельность определяют вообще то направление, в котором должна двигаться Россия, в принципе.

       Великий русский философ Иван Александрович Ильин в своих размышлениях о России определил понятие «метафизика» не так, как у нас принято воспринимать это слово по-аристотельски — «после физики». Греческий язык позволяет увидеть каждому слово «мета» в категории, которую выражал великий христианский философ, — в значении «над». Это то, что над физикой, это то, что определяет вообще мышление.

       И, более того, самое главное, на мой взгляд — я подчеркиваю, что это на мой взгляд (с этим можно не соглашаться), — определяет способность суждения. Способность суждения позволяет увидеть реформы Столыпина с позиции человеческого достоинства. Если Александр II освободил крестьян, то Столыпин конкретно наделил их землей и суммой подъемных средств, которые получал человек в зависимости от места поселения, достаточных, чтобы открыть свое дело на земле, стать хозяином — собственником выделенного участка земли и производить продукты питания, что в конечном счете определило облик России.

       В этом смысл реформ Столыпина. То есть то, что должно было быть, и то, что вы сейчас сказали (те исследования, которые футурологически были проведены), в конечном счете действительно определяет миропонимание человечества вообще и России в том числе. Так я вижу проблему, которую решал Столыпин.

       Подчеркиваю, что это моя точка зрения. Столыпин — это символ движения России в определенном российском, русском направлении. Так я вижу. И место памятника Столыпину, исходя из общенационального понимания и в лучшем смысле слова «патриотического» — конечно у Дома Правительства РФ. Столыпин был премьер-министром. И местоположение его образа — по оси Дома Правительства РФ с выходом на Москву-реку было бы правильным, для чего очевидно придется скорректировать ограду. Необходимо сделать Столыпина доступным людям, как вечное непреходящее напоминание о человеческом достоинстве и возможности России быть счастливой.

       Мы знаем, что русские протяжные песни выражают печаль, страдания России. Она вечно была под угрозой голода. Столыпин решил проблему своими реформами. С 1906 года и к 1912 Россия благодаря столыпинским реформам насытилась и стала кормить Европу хлебом. Вся история России, как я понимаю, отрывала человека от земли. Человек, работая на земле, не чувствовал себя хозяином на ней. Только русский царь мог заявить, что он — «хозяин земли русской». Ни один монарх в Европе себе такого не позволял, потому что хозяин на земле был человек — вассал. А с возвышением городов горожанин — гражданин.

       И вот это, столыпинское, русское, нормальное направление, а не сверхъестественное, и определяет значение Столыпина как фигуры не будущего, а вечности. Вечности как принципа человеческого бытия, принципа нравственного человеческого достоинства и значит определяющего ответственность человека в частности и вообще за планету.

       Я вижу Столыпина как фигуру бытия. Поэтому нельзя, на мой взгляд, ограничиться каким-то «чуть-чуть», а прямо заявить, что на основании вот такого видения и понимания Столыпина, как олицетворения принципа движения России, движения жизни — только Дом Правительства РФ, только по его оси должен стоять памятник П.А. Столыпину. Во веки веков. Кто бы ни делал этот памятник. Я желаю успеха каждому, кто будет думать и создавать этот образ именно на этом месте.

       Спасибо!»

Л.В. Тазьба (реплика):

       «...Вы очень точно говорите. В философии есть такое понимание, выражающее способность суждения. В данном контексте — это объединять несоединимое. Вдумайтесь. На линейном уровне не соединяется, на метафизическом уровне объединяется.

       Приведу немножко шуточный пример для того, чтоб вы расслабились. В наших газетах при советской власти в правом верхнем углу была написана фраза: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Откройте Даля, и вы увидите, что соединяются скоты, а личности объединяются. Вот такой, понимаете, вербальный аспект. Семантика великая наука, и в слове мы иногда открываем то, что употребляем, не понимая.

       Заканчивая, утверждаю: Столыпин — это грандиозная, великая личность. Он понимал, как объединять — при всем разнообразии.

Москва, 29 марта 2011г. )


Статьи:
Определения: Прегнантности:
Послать электронное письмо...
Любое использование материалов (целиком или частично), представленных на этом сайте,
запрещено без письменного разрешения автора. © Леонид Тазьба
увидеть УРА!дизайн...